Сёриндзи Кэмпо — это прежде всего дисциплина развития личности, система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания. Воспринимать ее необходимо как область знаний, целью которых является духовное и физическое развитие гармоничной личности. Этому уже на первых этапах практики учит один из шести базовых философских постулатов «Кэн Дзэн Ичи Нё», что переводится как «Тело и дух едины» Рассматривая способы, ведущие к развитию личности в Сёриндзи Кэмпо, необходимо выделить три основных:
- Технический — достижение гармонии духа и тела через активную двигательную практику, основанную на специфических приемах.
- Теоретический — систематизированные знания теории и принципов, лежащие в основе техник; философские и морально-этические аспекты.
- Духовный — достижение высокого уровня организованности личности и силы духа через такие практики, как Чинког Гё — пассивная медитация, Хэйдзё син — тренировка спокойствия и непоколебимости духа, Куми Эмбу — активная медитация двух партнеров, и другие методы совершенствования.
Техника
В первом случае нужно отметить тот факт, что практика техники Сёриндзи Кэмпо не ставит перед собой задачу воспитать личность, которая при помощи этих навыков будет доминировать над другими с позиции силы и самоутверждения. Задача состоит в том, чтобы воспитать физически крепкого человека, способного применять полученные умения в целях саморазвития и для помощи другим, при этом будучи способным защитить себя. Вспомним еще один постулат: «Рики ай фу ни», который гласит, что «Любовь и сила не противоречат друг другу».
Теория
Во втором случае — это теоретические знания и принципы, лежащие в основе техник Сёриндзи Кэмпо, а также знания, дающие возможность организовывать себя и свое поведение на тренировке. Эти знания также направлены на гармоничное взаимоотношение с окружающим миром и людьми. Философские и морально-этические нормы, к которым обращается Сёриндзи Кэмпо, необходимы практикующему для понимания того, что и зачем «кенси» делает, в каком направлении движется.
Вспомним слова еще одного постулата: «Фусацу кацудзин», что значит «Кэмпо должно развивать, а не калечить человека». Здесь сокрыт не только физиологический смысл. Ведь если «кенси» не изучает теорию, он рискует быть неорганизованным, поскольку Сёриндзи Кэмпо ставит перед собой задачи полноценного осуществления всех трех концепций, ведущих к развитию личности. Только реализуясь вместе, эти два понятия дадут положительный эффект.
Дух
Наконец третье — это духовная составляющая. Упуская важные элементы тренировки духа, безусловно можно достичь высокого технического мастерства, довести теоретические знания в области применения техник до профессорского уровня, но при этом остаться не тренированным духовно, а значит быть не готовым смело противостоять трудностям и различным вызовам жизни.
Таким образом мы видим, что Сёриндзи Кэмпо — это именно дисциплина развития личности, Школа, которая имеет все предпосылки к самосовершенствованию в техническом, теоретическом и духовном плане. Дело остается лишь за практикующим и его подходом к своим тренировкам.
Это интересно: Что такое Сёриндзи Кэмпо?
© Валерий Карибьян — руководитель Школы Сёриндзи Кэмпо в Москве, двухкратный чемпион Европы