Последнее время много говорят о том, что у китайского ушу есть японский если не аналог, то младший брат — Сёриндзи Кэмпо. Такое предположение для человека несведущего покажется вполне обоснованным, поскольку в переводе с японского на китайский «Сёриндзи Кэмпо» означает «Шаолиньсы Цюаньфа» («Кулачное искусство Шаолиньского монастыря»), да и история Сёриндзи также начинается в Шаолине. При ближайшем рассмотрении оказывается, что Сёриндзи и ушу находятся в довольно дальнем родстве и что Сёриндзи — отнюдь не какая-то секретная техника Шаолиня, а сравнительно молодое боевое искусство.
История Монастыря Шаолинь
Шаолинь был построен в уезде Дэнфэн в горном массиве Суншань в I-II вв. н.э. Точность приведенных дат сомнительна, но достоверно известно, что в V-VI вв. монастырь уже существовал. Ведь согласно тем же легендам, ушу ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (кит. Дамо, яп. Дарума), который прибыл в царство Северный Вэй, но, не найдя понимания у правителя тогдашнего Китая, удалился в Шаолиньский монастырь. Проведя 9 лет в глубокой медитации в одной из пещер в горах Суншань, Дамо разработал специальный комплекс упражнений, с помощью которого не только восстановил потерянное здоровье, но и обучил этим упражнениям монахов монастыря. Считается, что этот комплекс упражнений послужил основой для многих систем боевых искусств Востока.
Тем не менее, китайские хроники содержат явные разночтения в толковании этой истории. Под сомнение зачастую ставится даже сам факт существования Бодхидхармы, хотя он продолжает почитаться в качестве родоначальника воинских искусств в Поднебесной и за ее пределами. Источниками отмечается, что в Китае известно по крайней мере пять монахов по имени Дамо, да и Шаолиньских монастырей в Поднебесной насчитывается не менее десятка. Есть мнение, что Бодхидхарма ничего не создавал, а просто принес из Индии древнее воинское искусство Калари Паятт и обучил ему монахов монастыря. Бодхидхарма почитается также как создатель буддийской религиозно-философской школы Чань, во всем мире известной под японским наименованием Дзен. Таким образом, в Шаолине была заложена основа уникальной системы психофизического тренинга, состоящей из комплекса физических упражнений и философии, которую мы знаем как Кэмпо.
Появление Сёриндзи Кэмпо
Сёриндзи кэмпо появилось гораздо позже ушу, в ХХ веке. Его основал японский мастер боевых искусств Со Досин (Накано Мичиоми). Кайсо (яп. основатель) родился в 1911 г. в Японии, но обстоятельства сложились таким образом, что свое детство он провел в Маньчжурии (северная часть Китая), где и познакомился с практикой боевых искусств.
Вернувшись в Японию, молодой Накано вступил в тайное «Общество черного дракона», которое в 1928 г. направило его в Китай c миссией разведывательного характера. Для соблюдения конспирации он стал учеником даосского мастера боевых искусств Чэн Ляна, а затем и не менее именитого мастера Со Бунта. Накано изучал преимущественно технику шаолиньцюань в разных вариантах, а также чаньский буддизм, даосизм и восточную медицину.
Глубокие познания в области китайского ушу, техниках индийского рукопашного боя, школ бу-дзюцу и даже бокса позволили Накано создать свой стиль в единоборствах, который мы знаем как Сёриндзи Кэмпо. Техника Сёриндзи включает более 600 приемов и делится на три раздела. Первый из них (Го-хо) — раздел твердой техники, который изучает удары ногами, восходящие к японским стилям боевых искусств, удары руками, взятые из шаолиньцюань, блокировки и т.д. Второй раздел (Дзю-хъо) включает в себя броски, освобождение от захватов, удушений и т.д. А третий (Сэй-хо) учит воздействию на различные точки организма человека, медицинским аспектам и восстанавливающим техникам.
В 1946 г. в маленьком городке Тадоцу в Японии Накано Мичиоми открыл свое первое додзё. А годом позже была официально зарегистрирована первая Школа Сёриндзи Кэмпо, действующая и поныне. Сейчас школа имеет 29 филиалов в разных странах. Ее штаб-квартира находит-ся в монастыре «Конго Дзен Со Хонзан Сёриндзи» в городе Тадоцу. Российское отделение школы возглавляет обладатель третьего дана Сёриндзи Кэмпо Алексей Рокитский, которого мы попросили рассказать о Сёриндзи подробнее.
Сёриндзи Кэмпо и Ушу
— Сейчас много пишут о том, что Сёриндзи — чуть ли не японский вариант ушу. Насколько можно верить таким предположениям?
— Безусловно, общий корень у ушу и Сёриндзи имеется, что видно из истории. Но Сёриндзи не копия ушу, это совершенно иная техника. Во-первых, основное отличие от ушу в том, что у нас 50 % бросковой техники, причем бросаем прямо на пол, на любую жесткую поверхность. Во-вторых, у нас нет формальных комплексов, подобных ушуистским таолу.
Отличие Сёриндзи Кэмпо
— А в чем главное отличие Сёриндзи от других боевых искусств?
— Главное отличие Сёриндзи от других систем боевых искусств заключается в том, что это, прежде всего, философская школа. В Японии школа Сёриндзи зарегистрирована не как спортивная федерация, а как религиозная община Конго Дзен. Более того, в рамках монастыря Конго Дзен преподают как науку, поскольку обладать только хорошим уровнем техники, но не обладать нормальной светлой головой — нонсенс. Такой человек — робот, обученный повреждать других. Если человек развит умственно, но не может защитить свою семью и отстоять свои права — это тоже большой нонсенс. Человек должен развиваться комплексно.
Один из основных постулатов Конго Дзен гласит:
Половину жизни возьми себе, а другую половину отдай другому
Только таким образом, помогая другим, человек может достичь результата.
Основатель говорил о том, что занимаясь Сёриндзи Кэмпо нужно стараться изменить весь мир к лучшему. Конго Дзен постулирует те вещи, которые подходят всем. Эта философия утверждает, что бог находится внутри нас — это наши знания, опыт и умения.
— Как Вы считаете, зачем воинским искусствам нужна философия?
— Любое воинское искусство — изначально боевая система. Таким образом, все, кто занимается боевыми искусствами — потенциальные убийцы. Но мы же не убиваем, мы здравые люди. Вот для того, чтобы оставаться нормальными людьми, нам и необходима философия.
Отношения Монастыря Шаолинь и Сёриндзи Кэмпо
— Скажите, а в каких отношениях монастырь Сёриндзи Кэмпо находится сейчас с Шаолиньским монастырем?
— Сёриндзи Кэмпо поддерживает тесные отношения с Шаолиньсы. Каждый год из Шаолиня в штаб-квартиру Сёриндзи в Тадоцу приезжают представители монастыря. Если в Шаолине проходит какой-либо фестиваль, то на него обязательно приглашаются наши представители. Шаолинь очень многим обязан Сёриндзи Кэмпо: в восьмидесятых годах, когда Шаолинь находился практически в развалинах, часть денег на его восстановление выделила Всемирная Организация Сёриндзи Кэмпо (WSKO).
— История российской школы начинается в конце восьмидесятых, — вспоминает Алексей. — Я много читал о восточных единоборствах, в некоторых источниках встречал упоминания о Cёриндзи Rэмпо. Писали примерно одно и то же: интересная школа, но очень закрытая. Я стал искать подходы, начал переписываться с монастырем.
Первые шаги
— Как вы, в конечном итоге, попали в монастырь Конго Дзен?
— В начале 90-х я уехал в Нью-Йорк. Там совершенно случайно нашел в справочнике «Желтые страницы» официальную школу Сёриндзи, где и начал заниматься. Вернувшись из Америки, я открыл школу во Владивостоке, но действовала она как филиал американской школы. В один из приездов в Нью-Йорк я участвовал в семинаре знаменитого Накано-сенсэя, после которого он позвонил в монастырь и настоятельно рекомендовал им пригласить меня тренироваться. Так, в 1996 г., я первый раз попал в Тадоцу. Теперь мы бываем там каждый год. За все время в монастыре тренировалось 10 русских, включая меня. А после чемпионата мира по Сёриндзи 1997 г. в Будокане, я переехал тренировать в Москву.
Школа Сёриндзи Кэмпо в Москве
— Где в Москве можно заниматься сёриндзи?
— Мы сейчас арендуем зал в «Клубе 905». Когда я приехал, у нас был прекрасный зал в японском стиле, но мы лишились его после дефолта. Сейчас мы практикуем в клубе «905» на Пресне. Финансовую поддержку нам оказывает ООО «Спорт Легион +» во главе с Александром Пономаревым, которому мы очень благодарны за помощь.
— Значит, официальная школа сёриндзи кэмпо в столице всего одна?
— Да. Более того, она одна в России. А у меня, как у руководителя, на руках соответствующие документы, выданные в Японии. Система Сёриндзи Кэмпо так устроена, что если я открываю от себя какие-то филиалы, то чтобы они начали работать, руководителем каждого из них должен быть обладатель как минимум третьего дана. Федерация может формироваться тогда, когда в стране будет 4 зарегистрированных нашей штаб-квартирой в Японии филиала. В России такое будет еще не скоро.
Великие «мастера»
— А как же «монахи» и «великие мастера»? Неужели в Сёриндзи нет подобных умников, как, например, в ушу?
— Почему же? Есть. В Химках тренирует обладатель 7-го дана Сёриндзи Кэмпо, который рассказывает своим ученикам, как он 8 лет жил в монастыре. Вообще-то, монастырь не предполагает, что в нем живут такое количество времени. Там есть академия, срок обучения в которой составляет 3 года. «Великие мастера» из Курска предлагают заочно присвоить пояс по Сёриндзи. Они мне писали и предлагали сотрудничать. В их письме была восхитительная приписка: «Документы ламинируются» — это, видимо, показатель большой официальности организации (Алексей смеется). На самом деле, все эти «ниндзя», «монахи» и тому подобные — особая категория людей. Смешные, сумасшедшие люди. Таких, к сожалению, много, поэтому наши боевые искусства теряют качество.
Из интервью Алексея Рокитского, 2003 год. «Сёриндзи Кэмпо — философы с кулаками»