Философской основой Сёриндзи Кэмпо является учение Конго Дзэн. Оно не говорит о жизни после смерти и не спорит о том, существуют ли рай и ад. Оно не выдвигает концепции существования Богов, которые наказывают нас за грехи и не описывает духов, которые помогают людям, если те усердно молятся и используют правильные слова. Оно, наконец, не призывает нас пассивно наблюдать за собственной жизнью, зная, что рано или поздно, всему приходит конец.
Конго Дзэн, — это активное (наверное, можно употребить здесь данное слово) Учение. Ведь не даром, само понятие «Конго Дзэн» дословно можно перевести с японского языка, как «Алмазный (твердый) разум» или (более литературно), — «Разум твердый, как алмаз».
Учение Конго Дзэн утверждает, что стремление к лучшему миру и лучшей жизни может осуществиться только через воспитание полноценно развитых людей, что основополагающим в этом процессе должно стать понимание единства духа и тела и что радость существования и счастье обретаются лишь тогда, когда человек живет наполовину для себя, а наполовину, — для других.
Человек, существо разумное, однако, мало кто из людей понимает сущность Дхармы (Природы Вселенной) и осознает свое место в этом Вселенском Законе. Понять суть Дхармы — стремление всех приверженцев Сёриндзи Кэмпо. Ибо, только поняв ее и начав жить по ее законам, мы получим возможность стать во истину полноценными, совершенными личностями.
В осознании этого состоит сущность Учения Конго Дзэн! В практике этого состоит вся жизнь Кенси (изучающих Сёриндзи Кэмпо)!
Конго Дзэн и Бог
Как уже было сказано выше, Конго Дзэн не выдвигает концепции существования — не существования Богов. Однако, данное Учение вовсе не отрицает наличия в Природе Вселенной некоего Абсолюта (можете назвать это и другими словами: «информационное поле Вселенной», «абсолютная истинна Вселенной», «Бог», «Мировая энергия» и т. д.), который управляет всеми процессами и регламентирует все то, что происходит во Вселенной, все то, что мы называем миропорядком.
Богом же, в более узком понимании, для всех Кенси являются наши собственные опыт, знания и умения. Совершенствуя их, — мы совершенствуем себя. Совершенствуя себя, — мы сохраняем и подтверждаем закон Дхармы.
Дхарма
Итак, осознание понятия «Дхарма» и стремление понять ее — вот сущность Учения Конго Дзэн. Однако, Дхарма- это не нечто, что можно увидеть, потрогать или услышать. Это — не нечто, чему нужно бездумно молиться и поклоняться.
Дхарма — это великая организующая сила, которая является источником всего сущего во Вселенной, а также всех явлений, процессов и изменений, происходящих в ней. Она является нам в различных проявлениях:
- как источник жизни, который дарит рождение и развитие всем живым существам;
- как источник света, освещающий все процессы и явления;
- как «Закон единства и борьбы противоположностей», пронизывающий, поддерживающий и организующий все явления во Вселенной;
- как энергия, изменение, основание и итог всех вещей мироздания.
Все вещи являются частью Дхармы. Она присутствует в каждом из нас. Она образует человеческое общество и формирует сущность людей. Независимо от национальной принадлежности или расы, каждый из нас является частичкой Дхармы, и каждый имеет то место в жизни, которое не может быть занято никем другим.
Понимание этого учит тому, что каждый человек — бесконечно важен для развития Вселенной и каждый человек по-настоящему ценен для всего Мироздания.
Базовые постулаты Конго Дзэн
Условия существования любого человека обусловлены тремя общеизвестными величинами: личность, общество, природа. Мы в равной степени воздействуем друг на друга и зависим друг от друга. Ни общество, ни природа не могут полноценно развиваться без личности (ибо, человек, — один из главных компонентов их формирования и существования). В свою очередь, если бы общество и природа, взаимодействуя между собой, не оказывали влияния на человека и не давали ему соответствующей оценки, то как вообще можно было бы понять, что мы — личности разумные и что мы действительно существуем в этом мире!
«Человек — сам творец своего счастья»
Личность, общество и природа в равных долях существуют, взаимодействуют и формируют друг друга. А если это так, то становится очевидным, что отрицательное воздействие на общество и природу обязательно приведет к адекватному отрицательному результату в отношении ко всем аспектам жизни человека. Положительная же деятельность, направленная на развитие и формирование общества и природы согласно Законам Дхармы, — послужит тому, что личность будет успешно развиваться и формироваться во всех ее жизненных проявлениях. А ведь это и называется счастьем! Так учил нас Основатель Сёриндзи Кэмпо Со Досин:
«Человек! Человек! Человек! Только ты сам ответственен за свое счастье!»
Мы можем произносить божественные заклинания, можем с утра до ночи молиться неким силам небесным, мы, наконец, можем потереться головой о скульптуру божества! Но принесет ли это нам счастье? Поможет ли это бороться с невзгодами? Твердо можно утверждать: «Нет!!!»
Человек — сам творец своего счастья и он обязан формировать его своей деятельностью, образом жизни и положительной энергией.
Активность в поступках, искренность во взаимоотношениях, напористость в достижении целей, человеколюбие и взаимопомощь, — вот что помогает каждому человеку понять свое место и свою значимость в Законе Дхармы.
«Изменяя себя к лучшему, — мы изменяем к лучшему весь мир», — учит нас философия Конго Дзэн. И именно поэтому, каждый изучающий Сёриндзи Кэмпо, должен постараться превратить постулат «Человек — сам творец своего счастья» из теоретической формулы в практический образ жизни.
«Половину жизни возьми себе, половину — отдай другому»
Философия Конго Дзэн и практика Сёриндзи Кэмпо учат, что все люди зависимы друг от друга. Это явление необходимое и полезное. Оно требует, в первую очередь, обуздания собственных амбиций и желаний, а также способствует воспитанию сочувствия и сострадания. Следуя вышесказанному, человек расширяет рамки своей личности и принимает в неё других. Закон выживания сильнейшего (в данных условиях) ослабевает, необходимость и желание удовлетворять только личные потребности, — исчезают. Человечество, следовательно, осознанно перестает ввергать себя в пучину хаоса и разрушения.
«Заботься о собственных интересах, но считайся с благополучием других», «утверждай свою индивидуальность, но не лишай счастья и свободы окружающих тебя людей», «преследуй цели, сулящие выгоды, но старайся улучшить жизнь другим людям…»
Именно так характеризует взаимоотношения между людьми постулат «Половину жизни возьми себе, половину — отдай другому». Поняв и приняв это, каждый человек почувствует себя по-настоящему свободным. Ведь, как известно, истинная свобода, — это не столько удовлетворение своих желаний и потребностей, сколько строгая дисциплина и моральная ответственность за всех, кто нас окружает.
Основные философские принципы Конго Дзэн
1. «Кен Дзэн Ичи Нё» — Единство духа и тела
Сёриндзи Кэмпо, как система духовного и физического совершенствования человека, основана на принципе единства материи и сознания. Поэтому, учение о единстве Кен (иероглиф «кулак» символизирует тело и действие) и Дзэн (символизирует сознание и покой) является базовым в Конго Дзэн и требует правильной трактовки и глубокого понимания.
Каждый человек может заниматься развитием только своего тела. Однако, тогда он рискует превратиться в гору мышц, для которых чужды понятия «разум», «опыт», «сострадание». Закон Дхармы учит, что без этого, индивидуум не может именоваться гордым названием «ЧЕЛОВЕК».
Вторая крайность, — развитие своего разумного начала без практики тренировки тела. Да, можно часами медитировать и молиться, можно изучить тысячи полезных книг и заниматься психопрактикой. Но, кому это все понадобится, если вы, в буквальном смысле, не сможете поднять свое дряхлое тело, чтобы дойти до людей и донести до них свои знания?!!
Таким образом, если человек желает быть во истину совершенной личностью, он должен в равной степени заботиться о развитии как духа так и тела.
Если вас душат и это угрожает вашей жизни, то, спасая себя, вы вряд ли обойдетесь только умными мыслями или здравыми рассуждениями на темы человечности и сострадания.
Если же у вас сильное тренированное тело, оно ничем не поможет, если потеряны близкие люди и вы находитесь в депрессии.
Принцип «Кен Дзэн Ичи Нё» важно не просто понять, но необходимо им практически руководствоваться в жизни. Для этого нужно помнить 3 простых истины:
- дух и тело необходимо совершенствовать одновременно;
- дух следует за телом, тело следует за духом;
- и тело, и дух важны для человека в равной степени.
2. «Рики Аи Фу Ни» — Единство силы и любви
Человек — существо высокоинтеллектуальное. А поэтому для него не составляет труда понять, что сила, направленная против других (а не для защиты себя и близких), — есть просто акт агрессии, а любовь и сострадание, не способные защищаться (при необходимости), — это просто демагогия.
В Сёриндзи Кэмпо считается, что сила необходима человеку вовсе не для убийства и разрушения, а для защиты собственной жизни. Если справедливость поддержана силой, то человек сможет остановить нападающего, защищая собственную жизнь. Это и есть любовь в действии, противоположная пассивной покорности, от которой нет ни малейшей пользы.
Мандзи
Мандзи (свастика) — один из главных символов в Конго Дзэн. Его можно увидеть во всех Додзё, а так же на тренировочной одежде всех, кто практикует Сёриндзи Кэмпо. Мандзи представляет собой графическое изображение одного из главных законов Дхармы — закона единства и борьбы противоположностей.
Так, окончания вертикальной линии символизируют собой такие понятия, как «Небо» и «Земля». Именно они (согласно восточной мудрости) питают энергией все живое. Именно они оказывают на человека поистине всепроникающее влияние. Именно они наиболее ярко отражают смысл взаимодействия кажущихся противоположностей.
Горизонтальная линия Мандзи и ее окончания символизируют понятие «Ин-Ё» (кит. «Инь-Янь»), т. е. мужское и женское начало.
Черточки у окончаний горизонтальной и вертикальной линий указывают на то, что Мандзи находится в постоянном круговом движении.
Таким образом, все противоположности, которые только существуют во Вселенском мироустройстве (земля-небо, мужчина-женщина, добро-зло, сила-слабость, разум-глупость, день-ночь, энергичность-леность, сон-бодрствование и т. д., и т. п.) находят свое отражение в Мандзи и пребывают в состоянии бесконечного движения, т. е. постоянного взаимопроникновения, совершенствования и развития.
Отсюда можно сделать вывод, что символ Мандзи — есть не что иное, как графическое отображение Дхармы и ее основных Законов.
Необходимо заметить, что в Сёриндзи Кэмпо различается 2 типа Мандзи.
Омотэ Мандзи (главная). Этот знак символизирует собой такие понятия, как «любовь», «сострадание», «мягкость» и тому подобные.
Как показатель того, что все практикующие Сёриндзи Кэмпо являются людьми доброй воли и мирных намерений, именно этот символ носится на тренировочной форме всех Кенси.
Ура Мандзи (обратная). Символизирует собой «силу», «жесткость», «мужество», «напористость»…
Этот знак находится (гипотетически) в сердце каждого Кенси и, в случае необходимости защитить себя или близких, он, как бы, достается наружу и мы превращаемся в сильных и храбрых бойцов, сражающихся за свои честь и достоинство.
В тренировочных залах Сёриндзи Кэмпо Мандзи используется в обоих описанных вариантах. Этим самым символически отражаются Закон Дхармы о единстве и борьбе противоположностей и философские принципы «Рики Аи Фу Ни» и «Кен Дзэн Ичи Нё».
Читайте далее: Развитие Сёриндзи Кэмпо
Поделиться: